Философия поп-арта от Сергея Баландина

Перенесённый с весны лекторий Сергея Баландина «Философия поп-арта» пройдет с 16 по 30 октября в Художественном музее. Всего по средам пройдет три лекции 16, 23 и 30 октября. Каждая лекция состоит из двух тематических блоков по 45 минут, после каждой пройдет обсуждение. 

Собственно – сам лекторСобственно – сам лектор

Лекторий «Философия поп-арта» рассчитан на широкий круг слушателей - от старшеклассников до специалистов - и посвящен:

  • исследованию генезиса тех или иных особенностей поп-арта как закономерного явления культуры ХХ века в Америке и Европе, включению поп-арта в контекст истории мирового искусства;
  • детальному рассмотрению художественных стратегий (поэтики) основных представителей поп-арта, которое позволит более дифференцированно отнестись как к особенностям творчества разных художников, так и к самому направлению;
  • выявлению задач, которые ставили перед собой художники, или проблем, которые они решали, в результате чего появлялось то или иное произведение. Прийти к интерпретации отдельных произведений - является для нас наиважнейшей задачей. 

 Программа «Философия поп-арта»:

16 октября

1.    Предыстория поп-арта: довоенное искусство США и английский нео-дадаизм.

Почему на американское искусство нужно смотреть как на японское? Что на самом деле означает слово «Поп»?Почему на американское искусство нужно смотреть как на японское? Что на самом деле означает слово «Поп»?

Английский поп-арт и его связь с дадаизмом (нео-дада). Коллаж как прием остранения. Проблемы композиции и перспективы в коллаже. Редуцирование художника и «лирический герой» в коллаже. «Так что же делает наши дома такими особенными, такими привлекательными?». Гамильтон и бытовой жанр в европейском искусстве. Теория В.Беньмина и судьба живописи.

Отрыв американского искусства от европейской культуры. Прагматизм и неопозитивизм как ведущие американские философские школы. Риджионалисты и американские реалисты 30-40-х гг: певцы частной жизни.

2.    Рой Лихтенштейн: незакавыченные цитаты. 

Являются ли картины Лихтенштейна философскими? Почему комиксы - это новая Библия?Являются ли картины Лихтенштейна философскими? Почему комиксы - это новая Библия?

Проблема авторства и авторской индивидуальности. Отказ от мазка как от способа художественной идентификации. Массовая культура как симптом социальных процессов. Женская и мужская тема в творчестве Лихтенштейна. Испытание на прочность: возможности растра и выносливость искусства. Лихтенштейн и Зигмар Польке.

23 октября

1.    Энди Уорхол: портрет художника. 

Какое отношение имеет хореический гиперкинез к портретам Мерилин Монро? Является ли Уорхол наследником античности?

Портрет Мэрлин авторства Энди Уорхола один из критиков назвал «Джокондой XX века»Портрет Мэрлин авторства Энди Уорхола один из критиков назвал «Джокондой XX века»

Идея нормы в творчестве молодого Уорхола. Роль масс-медиа в формировании представлений о норме. Репродуцирование как евхаристия. Проблема внешнего и внутреннего у Уорхола на примере банок и женских портретов. Поларойд против элитарности: примирение с индивидуальностью в поздних портретах Уорхола. Цвета военной маскировки в поздних работах Уорхола.

Линия и цвет у Уорхола. Картина как раскраска. Белый, черный и золотой - цвета универсума (графика Уорхола, «Золотая Мерилин» и водка «Абсолют»). Цвет и вещь взаимно маркируют друг друга (цвет колы и цвет долларов). Дискретность бытия. Безэмоциональная иконописность портретов и тема смерти у Уорхола. Роль теней в картинах Уорхола. Тиражирование в мировой художественной практике. «Вещь в себе» по Уорхолу (связь живописи и фильмов Уорхола).

2.    Клас Ольденбург: американский натюрморт. 

Что у поп-артистов «с композицией»? Есть ли что-то общее у американских скульптур с кладбищенским прикладным искусством?

Ольденбург - один из ведущих художников «революции шестидесятых»Ольденбург - один из ведущих художников «революции шестидесятых»

Ольденбург и скульптурные эксперименты Дюшана и Джонса. Изображение рукотворного. Вещь как планета. Имитация магазина. Хтонический мир напольных скульптур. Скульптура-памятник. От скульптуры к монументу, от монумента к архитектуре (игра в Бробдингнег).

30 октября

1. Американский пейзаж: дорога в никуда. Достаточно ли провести линию, чтобы получился пейзаж? Может ли пейзаж быть политическим памфлетом?

На протяжении последних 40 лет Руша занимался тем, что играл с поп-культурой, рекламным изображением, шрифтами и типографикойНа протяжении последних 40 лет Руша занимался тем, что играл с поп-культурой, рекламным изображением, шрифтами и типографикой

Эдвард Руша: от слов к космосу - как появился «Голливуд». Образ бензоколонки и конструктивизм. Космогония Руша: слово, космос, огонь. Композиция и перспектива у Д’Арканджело и Руша. Дорожный знак как пейзаж у Д’Арканджело. Д’Арканджело и соц-арт: осмысление утопий.

2. Джеймс Розенквист: в сторону гиперреализма. Как сделать так, «чтоб как на фотографии»? Что общего у гиперреализма и маньеризма?

Розенквист - один из крупнейших представителей поп-артаРозенквист - один из крупнейших представителей поп-арта

Живописный коллаж вместо комикса. Реализованная метафора как прием. Фотореализм и живописание постеров. Технократия в живописи. Гиперреализм и проблемы художественности (по Флоренскому). Портрет и натюрморт у Розенквиста: саморефлексия рекламы. Смена масштабов в натюрморте. Важность кадрирования: проблемы композиции у Розенквиста и Уорхола. Идентификация цветом и мазком: проблема индивидуальности в гиперреализме.

Современное искусство в октябре показывают и в «Арт-Центре» - здесь работает первая персональная выставка медиа-художника Олега Елагина «Без живописи. Digital art». Куратором выставки выступил арт-критик Константин Зацепин.

Автор: Скачкова АлександраФото: фото Сергея Баландина - zasekin.ru

Комментарии

аватар пользователя: Сенька
Сенька10 октября 2013 в 06:59

с весны ждем уже))

0
  • Ответить
Rambler's Top100