В «Виктории» выставят работы из Государственного Русского музея

В галерее «Виктория» 17 октября откроется выставка «Искусство. Власть. Любовь. Советское искусство 1920-30-х годов» из Государственного Русского музея, посвященная поискам, сомнениям и компромиссам в живописи того периода. Экспозиция будет посвящена работавшим в тот период художникам, которые столкнулись с необходимостью выбирать между новыми формами и единообразием, «понятностью» народу.

В Самару привезут работы как незаходящих имен русского авангарда: Казимира Малевича, Павла Филонова и близких к ним по духу Ивана Пуни, Анны Лепорской, так и художников, ставших любимцами советской власти: прежде всего, Александра Дейнеки, Мартироса Сарьяна, Александра Самохвалова и других.

В их соседстве не замечаешь странностей: все они, независимо от того, с какой стороны баррикады оказались, получили мощный инновационный заряд, который был разлит в воздухе после крушения царской России. Все получили лучшее, что было в искусстве начала ХХ века. Все понимали, что «передвижническая живопись» годна только чтобы «критиковать», для новой жизни нужна другая манера. Эту новую манеру методом проб и ошибок искали и такие художники, как Самуил Адливанкин, Александр Лабас, Роберт Фальк, Георгий Стенберг, произведения которых также будут представлены на выставке.

Экспозиция посвящена проблеме живописцев того времени, которые столкнулись с необходимостью выбирать между новыми формами, которые давал авангард, и единообразием, «понятностью» народу, продиктованными властью. Авангардисты молодой России считали своим козырем новые реалии: новый быт, освоение земли и неба, которые побуждали и писать по-новому. Но Сталин считал по-другому, и растущие, как грибы после дождя, художественные организации, группы и коллективные мастерские уже к середине 1920-х стали закрываться, распускаться, запрещаться.

Государство монополизировало образовательную и выставочную деятельность. Художник должен был или изменить свою манеру письма, или попрощаться с выставками. Это был культурный шантаж. По этим законам жили все культурные работники. Шантаж перешел в остракизм, когда в начале 1930-х начал формироваться Союз художников СССР.

О Славных советских временах замолвят слово и в областной библиотеке. Здесь с 1 октября будет работать ретроспективная выставка «Листая страницы «Комсомолки», приуроченная к 95-летию создания ВЛКСМ. По замыслу создателей проекта, в выставочном пространстве будет воссоздан интерьер «красного уголка» советской эпохи. 

Автор: Александра Скачкова

Комментарии

аватар пользователя: Сенька
Сенька1 октября 2013 в 03:20

должны же быть лекции какие-то?

0
  • Ответить
Rambler's Top100