Предъявите смартфон: как умрут бумажные билеты

Предъявите смартфон: как умрут бумажные билеты

Постепенно осваивая покупки в интернете, российское общество всё увереннее входит в 21-й век (неважно, что Сингапур живёт уже где-то в 23-м, а в США жизнь соответствует как минимум календарю). Заказ еды на дом, интернет-магазины с одеждой и техникой, вызов такси через приложение, бронирование отелей и регистрация на рейс, даже оплата коммунальных услуг — всё это постепенно становится частью жизни не только молодёжи, но и тех, кому «за». Если верить предсказаниям аналитиков, совсем скоро миллионы россиян будут готовы ещё к одной хорошей инновации: покупке билетов на спектакли, концерты, семинары, спортивные соревнования без очереди в кассу. Пока, если не считать столичного прогресса, электронные билеты освоили только некоторые российские кинотеатры и клубы, а большинство виртуальных кассиров всё равно предлагают получить бумажный документ. Почему через пару лет всё должно измениться?

Цифры и прогнозы

Первые достойные упоминания сервисы продажи билетов онлайн появились в Рунете около пяти лет назад, и за прошедшее время компании, предоставляющие такого рода услуги, сделали огромный шаг вперед.

Об этом свидетельствует статистика. Согласно данным исследования, проведённого специалистами агентства TimePad, за 2012 и 2013 годы ситуация с торговлей билетами на мероприятия через Сеть вышла в России на новый уровень. Ещё в 2012 году на электронные билеты приходилось лишь 4.3% всех продаж в сфере шоу-бизнеса, семинаров, обучающих мероприятий (исключая проездные документы на самолёты и поезда). А уже в 2013 году доля онлайн-билетов выросла почти в три раза — до 12.4%. В 2014 году позиции электронных билетов продолжали укрепляться. Если тенденция сохранится, то можно сделать уверенный прогноз: к 2016 году до половины всех пропусков, продаваемых на самые разные мероприятия, мы будем приобретать через Сеть.

Страх остаться без бумажки

Стремительный рост популярности услуги легко объяснить. Как свидетельствует опыт, «страшно только в первый раз». Любой из нас, конечно же, испытывает лёгкий дискомфорт, впервые приобретая билет на концерт, футбольный матч или офлайн-семинар по интернету и расплачиваясь банковской картой или электронным кошельком. Почти неизбежно мелькает мысль: «Вдруг заплачу, приду на концерт, а меня не пустят? Что-то там в программе не сработает, вот будет стыдно!».

Достаточно один раз успешно пройти эту процедуру, чтобы никогда больше не испытывать страхов перед ней. Преимущества покупки билетов на события через Сеть очевидны. Это можно сделать в любое время дня и ночи, не выходя из дома, или даже в вагоне метро по дороге на работу. Если речь о билетах в кино или на концерт, то многие онлайн-сервисы предоставляют возможность выбора места в зале. Больше нет необходимости стоять в очереди в кассу. Кроме того, в отличие от бумажного, такой билет просто невозможно потерять: достаточно сохранить ваучер в «облаке».

Чем платят россияне

За последнее время сервисы онлайн-платежей стали более удобными. Ещё четыре года назад тогдашний лидер в сегменте интернет-кошельков, компания WebMoney, не могла похвастаться понятным интерфейсом. Теперь на рынке сильная конкуренция, и настройки сервисов, предлагающих оплату через Сеть, стали более интуитивными.

И всё же, несмотря на усилия электронных кошельков, им принадлежит только 6% рынка: самым популярным методом оплаты остаются банковские карты (64%). Причина понятна. В сервисе e-money нужно регистрироваться и разбираться с настройками, а хотя бы одна банковская карточка сегодня есть в кармане у каждого. Недаром банки выпустили более 200 миллионов кредитных и дебетовых карт.

В надежде победить консерватизм пользователей такие сервисы, как «Яндекс.Деньги», Qiwi и WebMoney, предлагают весьма удобные интерфейсы — по сравнению с ними ввод цифр и кодов при оплате картой может показаться громоздким. Однако следует помнить, что чем сложнее процедура онлайн-платежа, тем она безопаснее.

Скромную долю рынка электронных билетов (5%) удерживают операторы мобильной связи, предлагающие метод оплаты через SMS. Недостаток простейшей процедуры один, зато важный: здесь сохраняется высокий процент комиссии, что не способствует популярности услуги. Кроме того, далеко не у всех телефонный счёт привязан к банковской карте, а класть на телефон крупную сумму через автомат на случай непредвиденной покупки кажется странной идеей. Судя по всему, в руководстве операторов сотовой связи пока не настроены всерьёз конкурировать на этом рынке.

Ждём новых технологий

В обозримом будущем отрасль торговли билетами через Сеть ожидает внедрение нескольких перспективных решений. Всё шире распространяются электронные билеты «на экране смартфона». Пока это ещё экзотика, но скоро они станут привычными. Такие билеты не нужно распечатывать, и, следовательно, они ещё более удобны.

Не так давно появились приложения для смартфонов, позволяющие организовать проверку пропусков на мероприятия. В частности, с успехом применяется технология считывания QR-кодов, у которой, по мнению разработчиков приложений, солидный потенциал.

Следующий шаг на пути упрощения процесса оплаты может быть сделан совсем скоро. Если получит распространение технология идентификации по отпечаткам пальца, активно продвигаемая компанией Apple (Apple ID), и связанные с ней схемы электронных платежей.

Легальный бизнес

Почему оплачивать билеты на концерты и семинары через интернет — это правильно? Следует упомянуть ещё об одной причине. Известно, что некоторые организаторы массовых мероприятий имеют склонность скрывать реальные доходы, уходить от налогов, заниматься разного рода махинациями. В этом случае продажа билетов через Cеть — серьёзная помеха для «жуликов от шоу-бизнеса». Ведь все денежные операции в интернете задокументированы. Потому, если вы сторонник легальных методов ведения бизнеса, покупайте билеты на концерты в онлайне.

Впрочем, не следует ожидать, что торговля билетами на мероприятия окончательно вытеснит обычные кассы. Одна из причин, как ни странно, в том, что во многих случаях поход за билетом совсем не в тягость. Например, если речь идёт о приобретении абонемента на футбольный сезон или о концерте в клубе, где будет выступать легендарный блюзовый музыкант. Есть свои «законы жанра»: попросту приятно приехать к кассам стадиона и «потолкаться» среди других болельщиков, встретить старых знакомых. Однако, не считая этих случаев, когда речь идёт о социальном единстве, электронные билеты — самый удобный из существующих способов попасть на событие. Разумеется, до тех пор, пока Microsoft не введёт в мировую практику сканирование сетчатки глаза.

Автор: Ярослав Надиш

Комментарии

аватар пользователя: Олег Бурков
Олег Бурков19 января 2015 в 01:25

Хотели, кажется, ввести какую-то общероссийскую систему учёта билетов в кино, да так и не ввели. Хотелось бы, конечно, чтобы жизнь стала удобнее, но я что-то сомневаюсь, что в ближайшие пару лет нас в России ждёт повальная электронизация. Бумажки у нас традиционно в большом почёте.

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko19 января 2015 в 04:47

ещё обещали ввести возможность проезд со смартфона ввести. где-нибудь появилась в итоге такая опция?..

0
  • Ответить
аватар пользователя: Сергей Сафонов
Сергей Сафонов19 января 2015 в 12:32

Да, своя романтика в покупке билета в кассе есть...

1
  • Ответить
аватар пользователя: Вячеслав Вовк
Вячеслав Вовк20 января 2015 в 13:33

Я за бумагу!

0
  • Ответить
аватар пользователя: kamenko
kamenko20 января 2015 в 16:35

почему?

0
  • Ответить
Rambler's Top100