Увидеть невидимое

«Ограниченные умы замечают ограниченность только в других», - поучает американец Джек Лондон. В то время, пока в законодательные акты, касающиеся заботы о социально ограниченных и незащищенных людях,вносятся изменения тупым карандашом, искусство огромным ластиком стирает все видимые и невидимые границы. Искусство окрыляет, а птицам неведомы никакие препоны. Таможня дает добро. 

20 апреля самарская галерея «Арт-центр» открыла новый выставочный сезон. Выставка «Невидимки» представила работы людей с ограниченными возможностями, в том числе детей из детских домов Самары и Самарской области, а также картины, созданные в израильских домах престарелых во время сеансов арт-терапии.

Социальная «лупа»

«Невидимки» – это своеобразная социальная «лупа», - поясняет куратор проекта самарский художник Фрол Веселый. - Это напоминание о людях, которые, может быть, не участвуют в социальной жизни, не ходят на митинги, не ходят на работу и в картинные галереи, не ездят в общественном транспорте. Это те люди, которых мы не видим, или стараемся не замечать. Они есть, но для общества их как будто нет. Люди с ограниченными способностями по умственным или физическим данным, по возрасту. Эти люди, зачастую, выражают себя в творчестве больше, чем их здоровые собратья».

В фундамент выставки «Невидимки» легли три автономных проекта: собственно сами «Невидимки» - работы детей из детских домов нашего региона, проект «Призма», включающий работы, которые были собраны самарской художницей Витой Пироцкой во время службы волонтером в городе Паневежис в Литве и проект «Деревенеющие», в рамках которого представлены самодельные художники от 80 до 100 лет, проживающие в израильских домах престарелых.

Главным образом, все три проекта вызывают наибольший интерес у профессионального сообщества  – психологов, применяющих в своей работе арт-терапию, как инструмент социализации и реабилитации людей. Некоторые работы проекта «Невидимки» уже были выставлены в Самаре в рамках прошлогодней сентябрьской экспозиции «Тайны психики» в галерее «Мария». Вот только, если та выставка, о которой мы тоже писали, представляла исключительно локально-профессиональный интерес, то трехмерные «Невидимки» - по-настоящему зрелая выставка для, так сказать, традиционного зрителя. Вопросом «Искусство это или не искусство?» в контексте «Невидимок» задаваться ни в коем случае не нужно. Подчеркиваем – выставка пытается стереть все границы, а значит задавать озвученный вопрос – то же самое, что спрашивать себя, бесконечна ли Вселенная. Куда проще сразу сойти с ума.

Старикам здесь место

Куда бы рассуждения об искусстве в стенах «Арт-центра» не заходили,  стоит отметить, что держатся все «Невидимки» лишь на главенствующем проекте «Деревенеющие». Стартовое разочарование от проектов «Призма» и «Невидимки» моментально улетучивается, как только входишь в главную арт-кубатуру галереи, где представлен проект «Деревенеющие», который  настолько атмосферно вписывается в интерьер «Арт-центра», что только удивляешься, почему же он не назван «Старикам здесь место».

В ноябре-декабре прошлого года эта экспозиция по личному приглашению Марата Гельмана была представлена в главном современном музее страны – музее PERMM. Куратор проекта «Деревенеющие» - известный российский и израильский художник Саша Галицкий. В 90-е Александр переехал с семьей в Израиль, где сначала был преподавателем в мастерских графики местной Академии Художества, а потом организовал детскую и взрослую  художественную студию в Ход-ха-Шароне.

В проекте «Деревенеющие» задействованы более 100 пожилых людей (в возрасте от 80 до 98 лет), живущих в 8-ми домах престарелых в центре Израиля. Художественная мастерская, в которой Саша Галицкий занимается с ними резьбой по дереву – территория непринужденных бесед, на протяжении которых люди рассказывают о любви, о ненависти, о страхах, о победах, об утратах, обретениях, бессмысленной суете и проникновения в суть вещей. За эти три года около 25 человек по состоянию здоровья были вынуждены оставить  занятия, 10 человек умерли. Иногда группы пополняются новыми участниками проекта. «Сами работы моих деревенеющих стариков не представляют ценности, — признает Саша Галицкий. — Все или почти все старики перед смертью начинают «творить». Моя покойная мама за два года до… взяла тетрадку в клеточку и стала писать стихи. Как в довоенном Киеве в 13 лет. Мой покойный папа перед смертью наговорил 17 полных кассет текста про всю свою жизнь».

Жизнь после жизни этих израильских стариков лишний раз учит теории быстротечности времени и истории. Даже их вековое житье-бытье, пропитанное извечными войнами и геноцидом, на фоне картин и скульптур представляется сочинением талантливого пятиклассника «Как я провел это лето». Этакое сочинение а-ля «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери: «И теперь, когда Дуглас знал, по-настоящему знал, что он живой, что он затем и ходит по земле, чтобы видеть и ощущать мир, он понял еще одно: надо частицу всего, что он узнал, частицу этого особенного дня — дня сбора одуванчиков — тоже закупорить и сохранить...».

«Деревенеющие» -  те самые частицы особенных 100 лет, которые эти люди, проживающие в домах престарелых Израиля, закупорили и сохранили.

Автор: Павлик Карев

Комментарии

Rambler's Top100