Самара + Культурный альянс = ?

Самара официально вступила в проект «Культурный альянс». Заметьте - нейтрально «вступила», а не «вляпалась» или «удачно влилась». Цыплят, порожденных симбиозом, будем считать по осени (не ясно, какой именно). Сейчас же просто хочется поразмышлять на тему правительственного проекта, главная цель которого – децентрализация культуры в стране.

Культурная резолюция

Вектор участия Самары в «Культурном альянсе» выходит из точки выставки «Искусство против географии», которая открылась в музее имени Алабина в среду 9 ноября.

Про пермскую культурную революция знают сегодня буквально все. Три года назад в Перми известный (причем скандально) галерист и искусствовед Марат Александрович Гельман вместе со своей небольшой командой придумал концепцию развития культурного пласта города. В компанию открывшемуся музею современного искусства (которым и руководит сам Гельман) прибавился фестиваль «Живая Пермь» с участием музыкантов мирового уровня, Центр развития дизайна, фестиваль «Белые ночи в Перми», фестивали современной драматургии и много еще чего. Что там – Пермь стремится к тому, чтобы стать культурной столицей Европы в 2020 году (этот статус присваивается одному европейскому городу ежегодно). На базовых принципах культурной политики Перми Гельман и сотоварищи придумали общероссийскую концепцию развития культуры, которая получила название «Культурный альянс» и была поддержана властями страны. Почему «Культурный альянс» поддержало правительство, вполне понятно – во главе концепции стоит «модернизация провинциальной культуры». А все, что каким-то образом связано с модернизацией, находит отголосок в верхах. Поддержало и ладно.

Так исторически сложилось, что на протяжении уже практически трех столетий вся культурная жизнь страны была централизована в столице. Из этого факта родились основные  принципы  «Культурного альянса» - децентрализовать культуру, создать в провинциях творческую атмосферу для молодежи и дать регионам инструментарий по формированию своего лица. В итоге в альянс должны войти 20 российских городов. И все они не просто будут существовать в рамках одной программы, а контактировать и обмениваться опытом. То есть еще один главный принцип гельмановского проекта – культурный обмен между регионами. Здесь уж не придерешься – даже самый развитый в культурном плане город мира не может обеспечить творческую жизнь при помощи собственных ресурсов. Еще одна важная цель «Культурного альянса» - технологически изменить систему  финансирования культуры на уровне отдельно взятого региона. Сам Гельман объясняет, что в бюджете три корзины – «надо», «хочу» и «могу». Как раз третья корзинка – сколько могу, столько и даю – кормит культуру. И этих денег хватает разве что на ремонт крыш библиотек, музеев, театров. По крайней мере, так выглядит картинка глазами Гельмана.

Еще Марат Александрович в разговорах о планах «Культурного альянса» очень уж любит упоминать о факторах миграции. И его самый любимый пример – до проведения пермской культурной революции из города, согласно статистике, хотели уехать более 70% жителей. После же реализации культурных проектов (снова согласно опросам) Пермь желают покинуть лишь 16%. Мы все прекрасно знаем, как делается статистика, но малюсенькая правда в цифрах есть. Культурный статус города напрямую влияет на его привлекательность. Но вот заявлениями, мол, наш проект остановит миграционный поток из многих российских городов, можно подкупить разве что президента.

Сам Гельман уже побывал в Самаре в предыдущую субботу и рассказал про планы всего альянса. Как бывший политтехнолог Гельман любит говорить мало по делу. Вот и самарскую публику он заинтересовал, рассказав про какой-то придуманный проект, который, возможно, достанется Самаре, но никакой конкретикой не порадовал.

На лифте к фуа-гра

Всё в принципе прекрасно и заманчиво, но упреки есть. Упреки в первую очередь касаются инициатора идеи – Марата Саныча Гельмана. Ну, народ у нас такой – дай только упрекнуть. То национальность у него не та, то казну он обкрадывает. На малой родине в Перми Гельмана старается поддеть прекрасный писатель Алексей Иванов. В Самаре на роль предводителя анти-гельмановской коалиции метит культуролог, публицист и поэт Сергей Лейбград. Со многими выпадами в адрес Марата Александровича можно согласиться, но есть одна очень звучная нотка: Гельман – искусствовед, а не засланный правительственный казачок. Кем бы он там ни был, у него есть реальные интересные идеи развития культуры в российской провинции, и он представляет, с каким пластилином работает. Хуже не будет. Просто, если бы масштабных инициаторов подобных проектов было хотя бы несколько, мы могли бы выбирать и выражать недовольство. Чувством смирения это тоже не назовешь, и подопытными кроликами быть не хочется, но будем играть роль исследователей.

Еще один популярный упрек в сторону Гельмана и всей этой его культурной революции: вы для начала лучше подъезды почините, а потом культурой занимайтесь. Упрек, конечно, по-детски глуп, но соль в нем есть. Культура не может развиваться автономно, а так получается, что во всей стране (и кажется, даже в Москве) она находится не в поле зрения властей. Все, что создается, – зачастую проекты, основанные на собственных материальных ресурсах. А соль упрека состоит как раз в том, что Гельман в Перми пытался и до сих пор пытается перемахнуть через этажи развития культуры на лифте своего альянса. Вчера пермские  люди ели картошку в мундире, а сегодня им подают фуа-гра. Вполне естественно, что многих рвет и это точно не волчанка. К примеру, Самара была готова уже три года назад к таким коренным изменениям, а родная гельмановская Пермь, кажется, и сейчас не готова.

Только и куда все это заведет, тоже непонятно. Ведь на то он и лифт, чтобы не ходить по ступенькам. Судя по он-лайн заметкам, люди в Перми действительно одухотворяются и начинают иначе относиться к искусству в целом. Но, правда, Карпаччо они пропустили. Нет-нет, блюдом из сырого мяса их кормили сразу после фуа-гра, а вот про итальянца эпохи раннего Возрождения рассказать забыли.

Автор: Павлик КаревФото: работы выставки "Искусство против географии"

Комментарии

аватар пользователя: advance_tlt
advance_tlt19 ноября 2011 в 08:05

Повезло Перми, что Гельман там родился. Что-то делает для родного города. Побольше бы таких людей.

0
  • Ответить
Rambler's Top100