«World Press Photo 2011» - шок как средство искусства

Вчера в Самаре состоялось неофициальное открытие выставки «World Press Photo 2011». «World Press Photo» - самый престижный конкурс в мире фотожурналистики. За две недели выбора лучших из лучших члены жюри отсмотрели рекордное количество фотографий – 108 059. В конкурсе 2011-го года приняли участие 5 691 фотографов из 125 стран мира. Возможность принять у себя экспозицию «World Press Photo 2011» выпала лишь троице российских городов – Москве, Казани и Самаре. А речь совсем и не об этом. Хотя, для начала…

Самара везучая

Я, честно, не такой выставочный ходок – по возможности, удается посмотреть две-три экспозиции в месяц. С учетом того, что в Самаре еженедельно открывается минимум три выставки, концентрация моего лицезрения стремится к нулю. Но я могу с позиции зрителя точно заявить, что такой прямо-таки крутой выставки Самара не видела уже очень давно. Экспозиция «World Press Photo 2011» посетит более ста лучших городов мира и самарцам нужно кланяться в ноги всем тем, кто изъявил желание привезти огромную выставку лучших работ фотожурналистики в столицу губернии.

Ажиотаж, созданный вокруг открытия (прошу еще раз заметить – неофициального), говорит обо всей громадности выставки. Далеко не самая маленькая площадка «Арт-центра» трещала своими красными кирпичиками от скопления заинтересованных зрителей. Почему же «World Press Photo 2011» вызвал такой интерес? Мне кажется, объяснить этот факт просто – выставка не требует никакой подготовки от зрителя, ему не нужно думать, ему не нужно читать книги и смотреть умные передачи, главное – ему не нужно понимать концепцию. Зрителю лишь требуется спустить с загорелых плеч груз окружающего быта и полностью отдаться фотографии. Чтобы вместить в зрителя еще больше волнений и переживаний, около каждой фотографии, кроме авторства, указан сюжет. Например, давка на берлинском фестивале любви. «World Press Photo» – конкурс, который требует от автора не только гениальности творческой. На две чаши весов при выборе жюри ложатся как то самое мастерство, так и актуальность события. И зачастую событийность, умение вовремя выстрелить вспышкой, умение поймать журавля, оставив синицу в небе, перевешивают чашу художественного профессионализма. Именно поэтому выставка столь интересна простому смертному зрителю.

Не стоит заводить лишний разговор, что открытие выставок – это, в первую очередь, тусовка (по такому нелепому закону живет не только Самара), куда лучше поговорить про шок как средство искусства.

Шок как средство искусства

На экспозиции 2011 года представлено около 200 фотографий. Есть более популярные среди зрителей, есть менее популярные. Невооруженным глазом можно было заметить, что наибольший интерес вызывают шокирующие фотографии. Правда, они и были представлены в большем масштабе. Популярнейшая фотография девушки без носа, одноногий ребенок, тела людей на обломках зданий, пострадавших от землетрясения, бык, дырявящий рот матадора. Вон она – чумачечая фотография…

Искусство, особенно современное во главу своей сверхзадачи ставит принцип эмоционального потрясения зрителя. А почему бы и нет?! Главная цель искусства – вселить истину, подарить возможность думать и размышлять.

Фотожурналистика – без сомнения, вид искусства. К сожалению, не всем фотожурналистам удается выразиться, но ведь это не вычеркивает течение из списка искусства. И лучшие работы фотожурналистов изначально должны удивлять не в экспозициях выставок, а в газетах, журналах, блогах. Фотографии погибших людей от землетрясения на Гаити должны порождать множество вопросов и ставить баночки счастья во внутреннем сознании в правильной последовательности. Как говорил герой последнего фильма Джима Джармуша: «Тому, кто считает себя важнее других — дорога на кладбище. Там он узнает, что такое мир на самом деле. Это пригоршня праха». Продырявленный матадор тоже вселяет понимание всей метафизики корриды. Фотографии с войн, опять же, напоминают, что ничто не вечно под луной. Уровень воздействия того или иного арт-объекта на сознание зависит от индивидуальной психологии, но, так или иначе, шокирующее искусство зажигает пламя интереса и заставляет сшить страницы книги в нужной последовательности. Шок – эффективный инструмент воздействия на разум. Наглость художника? Ну тогда пытайтесь забить гвоздь отверткой, имея под рукой отменный молоток. Инструмент на то и инструмент, чтобы им пользоваться. Тем более – шок и фотожурналистика имеют столько смежных сторон, что вторая без первого существовать попросту не может. Побольше удивляйтесь и побольше думайте.

Фотографии - с официального сайта Фонда Развития Визуальной Коммуникации "Объективная Реальность"

Автор: Павлик Карев

Комментарии

Rambler's Top100