Самарская балканизация

Балканизация – исторический процесс дробления единой географической области вследствие культурных, религиозных, языковых разногласий. Также термин балканизация может означать распространение культуры Восточной Европы на Западе. Для всех самарцев балканизация – в первую очередь, музыкальное «вторжение». Прошло уже примерно полтора года, как столицу губернии в свои цепкие руки захватила культура народов Балканского полуострова. Балканский полуостров в конкретном случае выбран сердцем этнической музыки.

Ромалы

Совершенно закономерно в рамки балканизации попала и цыганская культура. Цыганская музыка была известна еще в России конца 18-го века. Богатеи могли иметь при дворе целый такой цыганский хор со скрипками и дудками. Спустя век стали популизировать цыганские романсы на гитаре. И вот в конце века 20-го цыганщина незаметно сливается в единую этническую конструкцию вместе с еврейским и балканским куражом. Эта смесь моментально завоевывает Запад. На слуху у всего мира такие имена как Goran Bregovic, Zdob si Zdub, Parno Graszt, Shantel, Gogol Bordello. И можно долго гадать, почему же именно этот коктейль так прижился в сердцах западных людей. То ли Кустурица со своими этнокультурными фильмами, то ли Брегович со своим музыкальным талантом, то ли уникальные цыгане, не имеющие своего уголка, но распространившиеся так умело на двух полушариях. Что до России, то культура нашей страны всегда пересекалась с культурой народов Балкан. Вот только этот балканский бум пришел на одну шестую часть суши спустя десять лет после покорения Европы, Канады и США.

Если еще в 2007 году балканщина в нашей стране была совершенно камерным музыкальным явлением, то уже в 2010 боснийско-еврейско-цыганско-сербско-венгерско-болгарские мотивы в обработке талантливых диджеев выливались на танцевальные площадки самых маленьких городов. Хоть и прискорбно замечать, но это действительно показатель искренних чувств.

Джинджи-ринджи-бубамара

По старой традиции, всё интересное и заманчивое начинает свой отсчёт в Москве. Вот и первые балканские вечеринки стали обозначаться в столице страны. Именитые коллективы, цыганские ансамбли, танцы сербских строителей, приехавших на заработки, антуражные декорации. Так, семечка за семечкой, взрастили свое национальное поле балканских злаков. Стали появляться местные коллективы, играющие что-то на грани цыганской революции. В общем, перекати-поле стал набирать обороты.

В Самаре вечеринки под эгидой любви к культуре балканских народов стартовали в начале прошлого лета. Да как стартовали. Набрали целый корабль почитателей Кустурицы и Бреговича и отправились с песнями и плясками гулять по Волге. Помимо музыкально-танцевального наполнения, были и тематические яства, и тематические напитки.

Продолжилось всё не менее ярко – «Балканизация» (а именно под таким названием выходит серия вечеринок) начала свой славный путь в клубах Самары. «Бумажная Луна» и «Труба» по очереди принимали веселые нотки «джинджи-ринджи-бубамара». Закрытое пространство позволило еще больше развернуться в идейности проекта. Дошло до того, что обязательными гостями «Балканизации» стали петухи - прошу заметить, живые. Танцуешь ты так, танцуешь, а рядом на арбузе кукарекает петух. Ощущение, будто ты находишься в книге Пелевина или вообще на другой планете. Тебе это снится, нам всем это снится.

С каждой такой вечеринкой чувствуется, что Самара готовится к глобальной «Балканизации». Да и идеи подобные были – привезти хедлайнера из-за бугра и устроить балканский расколбас в огромном заведении города. И будет весело даже самым мрачным коммунистам. Ведь цыгане, по древней русской традиции, приедут и развеселят когда скучно. Эх, да и вперед за цыганской мечтой кочевой – на закат, где дрожат паруса.

Автор: Павлик Карев

Комментарии

Rambler's Top100