Искусство, рожденное огнем

«Огонь — это вечное движение, то, что человек всегда стремился найти, но так и не нашел, - пишет Рэй Брэдбери, - Или почти вечное. Если ему не препятствовать, он бы горел, не угасая, в течение всей нашей жизни». Огонь, кроме того, что умеет сжигать и согревать, умеет еще и создавать. Лишнее тому доказательство – художественная техника горячей эмали. В четверг, 5 апреля, в Самаре в галерее «Вавилон» открылась выставка «Искусство, рожденное огнем».

Её величество эмаль

Авторы выставки – донская творческая мастерская «Likhovid & K». «Likhovid & K» - не просто творческое, но еще и семейное объединение, во главе которого стоит заслуженный художник России Георгий Лиховид. Выставка «Искусство, рожденное огнем» - подарок жене Георгия, Ольге Лиховид. Кроме супругов, в квартет «Likhovid & K» входят их дочери – Юлия и Лилия.

Все работы, представленные в экспозиции «Искусство, рожденное огнем», выполнены в технике горячей эмали. Техника не просто нестандартная, но и технически трудоемкая. Правда, это не мешает прекрасным дамам «Likhovid & K» создавать серии своих работ. Именно серии. Каждый художник творческого и одновременно семейного союза пытается творить в определенных рамках. Например, у Ольги Лиховид самые популярные серии – серия «Ангелы» и серия японских гравюр. В первой она пытается показать ангела как обычного человека, пойманного сетью будничных забот. Вторая же серия – свободная копия японских гравюр. Младшая дочь, Лилия Лиховид, в свое время жившая в Питере, посвятила этому городу немало работ. Старшая – Юлия – больше тяготеет к моде, во многих её картинах присутствует манекен, втиснутый в определенный дизайнерский интерьер. Вот так, совершенно разные и индивидуальные, все темы художников пересекаются в выставке «Искусство, рожденное огнем».

Что до главы семейства, Георгия Лиховида, он интеллигентно стоит в углу творческой лаборатории и дает высказаться своим прекрасным дама. И лишь когда они сказали свое, без сомнения, веское слово, единственный представитель сильной половины человечества «Likhovid & K» начинает заслуженно басить. Это лишь неудачное сравнение. На самом деле, на самарской выставке «Искусство, рожденное огнем» Георгий отдувался за всю свою семейную мастерскую. Сами понимаете, под словом «отдувался» в первую очередь подразумевается «принимал похвалы».

Арт-стулья

Подарок подарком, но, честно, нужно признаться, что выставка «Likhovid & K» в большей своей части состоит из работ Георгия Лиховида. Техникой горячей эмали Георгий стал заниматься относительно недавно, в самом конце прошлого столетия. И то, если бы не смена власти и исчезновение государственного заказа на монументальное искусство, возможно, Георгий Лиховид никогда бы и не услышал приставку «эмальер» перед своим именем.

Одной из самой интересных серий работ художника, в том числе представленной на выставке «Искусство, рожденное огнем», серия работ «Арт-стулья». Идея серии родилась несколько лет назад, когда Лиховид был в парижском музее Пикассо и наткнулся на стул великого испанца. Георгий зарисовал его, после чего добавил в графику несколько характеризующих Пикассо художественных нюансов. Так появился «Синий стул Пикассо». А затем уже появились арт-стулья Ван Гога, Жоржа Брака, Бернарда Бюффе, Джорджа де Кирико и многих-многих других. Ведь любой без исключения художник имеет в своей мастерской стул, на котором он и творит. И каждый такой стул имеет некую индивидуальность. Если не реальную, то метафизическую. Наравне со стульями великих художников, в этой серии есть стулья всего семейства Лиховид и стулья близких друзей Георгия. «Люди-то уходят. Допустим, мой одесский учитель Юрий Егоров умер. Его арт-стул, выполненный в эмали, у меня остался. Это же не просто стул какого-то художника, это память о художнике. В Самаре совершенно точно никто не знает Юрия Егорова. А в моих работах он останется и будет висеть наравне с великими художниками», - раскрывает второй смысл своей серии сам Георгий Лиховид. Английский писатель Уильям Моэм говорил, что самое интересное в искусстве для него - личность художника, и если она оригинальна, то художнику можно простить тысячи ошибок. Вот и Лиховид пытается ухватить в каждом художнике его стиль и оригинальность и перенести все это на какой-то предмет, в данном случае стул.

В мире бесконечного «копирайта» и цветущего постмодернизма быть оригинальным – умение, которое дается, увы, малому количеству творческих людей. Каждый из квартета «Likhovid & K» может гордиться подобным умением. «Будь тем, чем другие не были», - учит поэт Бродский. А мы только и рады стараться.

Автор: Павлик Карев

Комментарии

Rambler's Top100