Самарская ЧИТА – 2011

На прошедшей неделе в Самаре состоялся первый городской книжный фестиваль «Самарская ЧИТА – 2011». Про то, что Россия – самая читающая страна в мире – всё враки, но и скрывать не нужно: мы, действительно, любим и почитаем литературу и, как следствие, читаем. Под «литературу» не подпадает макулатура класса Маринина-Донцова или Устинова-Багиров. Пришло время поговорить про высокую литературу – массовую, самарскую и фестивальную.

А значит, нам нужна

Первый самарский книжный фестиваль. Звучит заманчиво, но почему же так долго пришлось ждать? Неужели Самара не доросла хотя бы с пяток лет назад до подобного крупно-литературного мероприятия? Естественно, примеры были и раньше. Только раз – они были местечковыми и камерными, и два – в голову никому не пришло назвать фестиваль первым. Здесь же всё постарались сделать крайне серьезно. Хорошая площадка, отменная программа, интересные гости (и не только литераторы). И, положа одну руку на сердце, а другую – на букварь, можно сказать, что 5 и 6 мая в Самаре действительно состоялся первый книжный фестиваль. Местом двухдневных литературных встреч выступила галерея «Виктория».

Когда-нибудь мы вспомним это, и самим не поверится. Действительно, так хочется, чтобы «Самарская ЧИТА» стала поистине традиционным книжным фестивалем и, собравшись на 73-ю такую интеллигентную сходку, мы даже поверить не смогли бы, что в далеком 2011-м прошел первый фестиваль. А значит, нам нужно воспитывать местных литераторов, кормить новыми изданиями зрителей и расчищать поляну их свиданий от всяких навозных жуков, мусора и снега. Пусть строчка «поросло травой место наших встреч» никогда не пересечется с темой литературы и, в частности, с самарскими книжными фестивалями. Запустили в озеро мальков, теперь нужно делать все, чтобы они развивались, плодились и не плавали брюхом кверху.

Чита-грита

Задача фестиваля «Самарская ЧИТА» – показать вкусные и, в то же время, разные слои самарского литературного торта. Ударение поставили именно на разность начинки. Представители литературного мейнстрима, вытекшего за рамки города, чувствовали себя вполне комфортно рядом с маргиналами (в том числе, с любимым многими Федулом Жадным). Издатели, поэты, писатели, даже психологи успели поучаствовать в программе фестиваля. В рамках «Самарской ЧИТЫ» показали и любительский фильм о некой самарской литературной тусовке. Нельзя, правда, утверждать, что она существует как явление, но картина пыталась заставить в это поверить. Кроме этого, можно было не только услышать и увидеть творения художников, но еще и купить их или обменять. Фри-маркет и огромное количество стендов разных издательств, журналов, музеев, академий подарили возможность сделать фестиваль полноценным. Где еще познакомишься с местным самиздатом или раритетными книгами? Честное слово, стал счастливым обладателем одной книженции. С каждым годом литература и книга как объект теряют близкую связь. Не уверен, что мои правнуки вообще будут знать, что такое книги. Слова все больше приобретают цифровое значение, а ведь книга как куча листов в переплете – отдельное искусство. Я сам стараюсь идти, или лучше сказать – бежать, в ногу со временем. Читать с телефона, планшета, ноутбука – не только модно, но и удобно. Только какое же это счастье – листать вкусные страницы хорошей книги. Осознание приходит после цифровой беспорядочности.

Врастаем в землю тут

Одной из точек многоточия «Самарской ЧИТЫ» стала дискуссия на тему «Как оживить самарскую литературную среду?». Не сказать, что «здесь птицы не поют, деревья не растут», но среды, как таковой, не существует. Фильм, упомянутый выше, – попытка убедить зрителя в существовании тусовки. Очень правильно, что вопрос в контексте проблемы поставлен именно так: «Как оживить самарскую литературную среду? Допустим, что литературная самарская тусовка даже существует, только факт встречи двадцати местных литераторов каждую неделю и какие-то тесные «читки» не говорит о развитии литературной среды в городе в целом. Представим какую-нибудь сенегальскую деревню. Африканские мальчики, начиная с 4 лет, катают мяч по 12 часов в сутки. Причем у них существует вот эта земляная площадка, прозванная полем, двое ворот из каких-то палок и никудышный мяч. Проходит пятнадцать лет, подрастает новое поколение футболистов, кто-то умирает от голода или во время беспощадных гражданских войн, кто-то уезжает, но большинство остается. Они продолжают играть между собой в этот самый футбол. И кто может оценить их игру? Может быть, став они профессиональной командой, уже бы давно победили в финале Чемпионата Мира. А может быть, их футбольные умения не превосходят талант шестилетних тольяттинских мальчишек…

Литературная среда подразумевает наличие не только литераторов, но и критиков, а в первую очередь – зрителей. Нужно не просто кучковаться по подвалам и придумывать рифмы, а заражать людей любовью к литературе. Тогда и таланты начнут просыпаться. Литературная среда – это не поощрение, а воспитание. В главном ботаническом саду Исландии, расположенном, конечно же, в Рейкьявике, стоит бесчисленное количество табличек со стихами исландских поэтов. И каждый исландец не просто чтит поэзию, а сам умеет слагать красивые рифмы. Вот как нужно оживлять литературную среду. Посредством ознакомления с творчеством гениев или хотя бы талантов. Мысль «да я тоже так смогу» зачастую толкает к пробуждению внутреннего гения. И сам фестиваль «Самарская ЧИТА» - тот самый локомотив, который может тащить литературу в правильном направлении. И не забывай угля в топку подбрасывать, кочегар!

Автор: Павлик КаревФото: Сергей Курочкин

Комментарии

Rambler's Top100