Время и место в Самаре: ностальгия по советскому

В очередной раз причиной поговорить на очень интересную тему стало открытие выставки в одной из галерей Самары. Буквально вчера в «Арт-центре» презентовали фотовыставку «Время и место». Советская и частичка постсоветской эпох до сих пор витают в нашем с вами воздухе. Вот художники и фотографировали – кто заборы, кто мусорные кучи, кто деревенских мужиков, кто старые и любимые детские игрушки. «Время и место» – очередной пинок в затылочную область для того, чтобы поразмышлять на тему ностальгии по всему советскому.

Сделано в СССР

К огромнейшему моему сожалению, на выставке были представлены не сами фотографии, а фоторяд на проекторе, то есть плёнка в цифре. В каждом зале висело полотно, на котором представлялись работы отдельной тематики: люди, вещи, житейские обстоятельства, город и окрестности, прямая речь. Приписка под названием выставки «Сделано в СССР – после СССР» как бы заставляла нас вспомнить ту, ещё незабытую эпоху, или, если даже хотите, поностальгировать (ничего вульгарного). По сути же, только 3 из 23 авторских собрания создавались в советский период. Остальное фотографировалось уже в 2000-е. Тогда какая речь может идти о советском или заявленном постсоветском периоде? Постсоветская эпоха завершилась, когда в летоисчислении исчезли сразу три девятки (1999 год), дальше началась эпоха нулевых, со всеми своими вытекающими. Любители посещать современные экспозиции – как раз эти самые вытекающие «нулевых» – хипстеры. Если честно, от них уже начинает подташнивать. Казалось бы, после «эмо» и всяких там «анимешников» перестали существовать субкультуры, однако хипстеры, коих назвать субкультурой не поворачивается язык (но всё же, это так), заполняют родную Самару с невероятной скоростью. Если в каком-нибудь 2031 году в тогдашней Самаре откроется выставка «Время и место», то она полностью будет пропитана культурой этих самых хипстеров – людей модных, актуальных, но бестолковых и недалеких.

Ругать выставку очень не хочется, достойных работ великое множество, только так обидно, что эти самые достойные работы объединила выставка этого самого «советского». «Время и место» не представляет ни одной фотографии, которая так или иначе действительно погружала бы в атмосферу советского периода или периода 90-х. Бюсты Ленина или Дзержинского? Дык, они и сейчас есть. Пьяный седоволосый мужик с гармонью? Даже в деревню выезжать не нужно. Метро? Что-что, а метро до сих пор советское, в нём ничегошеньки не изменилось. Тогда что, что хотели мне лично сказать припиской «Сделано в СССР – после СССР»? Всё это можно сделать и сейчас. Да, это отголоски не столь великого прошлого, но это никуда не исчезло.

«Советская вывеска, советская карусель, советская могила – неповторимы и неустранимы. Жить среди этих вещей невозможно, расставаться с ними больно». Два предложения из пресс-релиза несут невероятно точную и невероятно негативную картину. Только этого негатива не прослеживается в представленных работах. Даже фоторяд «Кучи» (автор – Петр Белый) не столь ужасен и уж точно не незабываем. Выходи на улицу, да фотографируй. Кучи мусора везде, и это не пережитки советского.

Моя личная оценка выставки «Время и место» - четыре с минусом. Не нужно подводить хорошие работы под нелепые темы.

Ностальгия по советскому

Теперь непосредственно к теме разговора. Ностальгия по советскому. Я считаю, что такого понятия в природе вообще не существует, точнее – уже не существует. Знаете, старые версии Worda всегда подчеркивали зелёным слово «ностальгия» и подписывали, что термин может употребляться лишь в значении «тоска по родине». Только та «родина» обязательно должна иметь географическую привязку. Первые волны эмигрирующих из Союза действительно могли там, за бугром, за океаном говорить слово ностальгия. Там у них не было заводской столовой, черного хлеба, кефира в стеклянной банке с широким горлышком, авоськи, может быть, парка Горького или великой Волги. Это действительно была ностальгия. Только ностальгия нисколько не означает желание вернуть или вернуться. Черный хлеб им, может быть, и хотелось, вот только заводской столовой – ни в коем случае.

Сейчас же никто не имеет права заявить, что ностальгирует по советскому. Человек, вспомнивший треугольный пакет с молоком или вилку для проверки свежести хлеба, вспоминает молодость, лихое студенчество, но никак не ту страну или просто тот год. Я тоже с теплотой буду вспоминать уличные таксофоны, жвачки «Лав из», мультсериал «Черепашки-ниндзя» и приставку «Денди». Только я никогда и нигде не буду рассказывать, как было прекрасно в 90-е и вот бы туда вернуться (если только на часок-другой).

Говорите – ностальгия по детству, юности, отрочеству, а не по советскому этапу жизни. Детство, отрочество, юность – вечное счастье, беззаботное веселье. Вот почему мы так часто вспоминаем молодость. И та молодость может быть насквозь пропитана бедностью, но «бедность» и «счастье» лежат на разных плоскостях, они ни в коем случае не взаимосвязаны. Согласен, то советское счастье лепили руками совершенно иные люди. Но иные люди – иной разговор, и он точно не состыковывается с понятием ностальгия.

Без сомнения, советская эпоха (в первую очередь, по причине политического строя) имела свои незабываемые детали. Только слово «советский» до сих пор употребляется лишь с негативной окраской. Я стою на своём – вспоминают только бесшабашную и задиристую молодость, смежной гранью которой была та или иная эпоха. Вот и через двадцать лет будут расхаживать люди и со слезами на глазах рассказывать про узкие джинсы, исчезнувший брит-поп, компьютерную клавиатуру, как пережиток прошлого и про фотовыставки, на которые они ходили, только чтобы выпить халявное шампанское и поболтать со сверстниками якобы о высоком кино. Дурацкие хипстеры, мать их…

Автор: Павлик КаревФото: Павлик Карев

Комментарии

аватар пользователя: Карен
Карен25 июня 2011 в 08:03

Либо автор запутался в своих мыслях, либо я слишком глуп (что вероятнее всего).
Но если я все таки приблизился к пониманию того, что мечталось сказаться в данной статье, то:
1. Ностальгии по Советскому не бывает. Бывает ностальгия по детству и юности, и совершенно не важно, какой политический строй был во времена моего детства.
2. Есть люди, которые просто ВСПОМИНАЮТ советские времена. В основном все воспоминания касаются пищи и ее упаковки.
3. Для того, чтобы иметь право тосковать по родине, нужно уехать в зарубежье, и желательно дальнее.
О чем текст?
Есть люди, реально тоскующие по Советским временам. И живут они действительно очччень далеко от Советского союза. Они живут в России. Им тогда было хорошо, а сейчас им плохо. И они хотели бы вернуться. Не к молоку, не к газировкам и прочим мелочам, о которых так часто везде строчат, а к Советскому союзу с его мощной идеей, с его могучестью.
Меня это не касается. Я хочу на Мальдивы. Недельки на три.

0
  • Ответить
аватар пользователя: pavlik karev
pavlik karev22 апреля 2011 в 05:57

тогда это не ностальгия, а желание вернуть коммунизм

0
  • Ответить
аватар пользователя: Карен
Карен22 апреля 2011 в 06:03

Одно совершенно не исключает второе.
Ностальгия - это и есть "возвращение на родину". То бишь возврат к коммунизму

0
  • Ответить
аватар пользователя: Карен
Карен22 апреля 2011 в 06:16

Еще надо сказать, что есть несколько поколений людей.
Мое поколение (люди около 30) вспоминают чаще пионерские галстуки.
Поколение наших отцов вспоминает бесплатные квартиры.
Наши деды и бабки в основном говорят о войне и о том, что Победа была возможно исключительно потому, что был Союз, сильный такой и красивый (как я).
Все эти воспоминания касаются действительно советских времен, при другом раскладе гос. устройства их бы просто не было.
А черный хлеб в столовке к строю не привяжешь, это просто то, что было давно. На это можно смотреть с высоты прогресса в абсолютно любые времена.

0
  • Ответить
Rambler's Top100