Поэт в России – больше, чем поэт

В последнюю пятницу суровой зимы Самару (а в субботу – и Тольятти) своим присутствием порадовали чуть ли не лучшие поэты современной России. Всеволод Емелин и Андрей Родионов не только прилюдно почитали свои рифмованные творения, но и поговорили с журналистами и людьми, неравнодушными к поэзии, об искусстве, политике и населенном пункте в предгорьях Урала.

Больше чем

Поэт в России – больше, чем поэт. По крайней мере, об этом смело можно заявить, взглянув на Андрея Родионова – великана во всех смыслах этого слова. Колосс современной поэзии совсем недавно переехал в Пермь, дабы руководить там пресс-службой музея современного искусства «PERMM». Поэтому не странно, что большая часть вопросов на так называемой пресс-конференции, которая больше была похожа на застольные разговоры на советских кухнях, была посвящена Перми. Именно этот город не без помощи властвующих структур сейчас развивается семимильными шагами в области культурной политики. Дошло до того, что к 2018 году была задана цель стать главной европейской культурной столицей. Нет, не подумайте, что пермяки сошли с ума, просто статус культурной столицы даётся ежегодно каждому цветущему на почве творчества городу, вот населенный пункт в предгорьях Урала хочет заполучить этот статус к 2018 году. Второй поэт – не менее величественная фигура современной поэзии, Всеволод Емелин, тоже связан с Пермью проектом «Соль». Пресс-конференция в литературном музее Самары минимальным образом охватила тему поэзии, зато Родионов и Емелин славно обсудили политические барханы. Очень здравая мысль, к которой пришли все участники дискуссии (а их было максимум человек десять – ну непопулярна у нас поэзия, что поделать): постмодернизм потихоньку ушел из искусства и перебрался в политику. Об этом говорят многие факты - «твиттер» президента, пишущий стихи первый заместитель руководителя администрации президента России, сумасшедшие законопроекты и т.д. Ну да ладно, политика-политикой, а поэзия – искусство, которому нужно уделять колоссальное внимание. Господа, проследуем в следующий зал.

Поэтический кризис

Все те разговоры – мол, пережились поэты на земле русской, – всего лишь разговоры людей, которые к литературе имеют не самое близкое отношение. На мой взгляд, в России явно существует поэтический кризис, но совсем не авторский. Всё ровно так же, как было с финансовым кризисом 2009 – предложение на рынке явно перегнало спрос. Вот и с современной поэзией: авторов много, а вот достойных читателей не находится. И совершенно прав Емелин, заявивший, что сегодняшний поэт – это и поэт, и критик, и слушатель, да еще и издатель в одном лице. Современные отечественные поэты и читатели входят в один небольшой круг лиц. Самара, Тольятти, Пермь, Москва – от перемены поэтических слагаемых место не меняется, везде поэзию ценят (если можно это так назвать) одинаково. Прошли те времена, когда творцы рифм собирали на стадионах десятки тысяч слушателей, сейчас полсотни в маленьком подвале маргинального ночного клуба – уже достижение. Правда, в Самаре, 25 февраля на чтения Родионова и Емелина в «Бумажной Луне» собралось в два раза больше. Тоже кризис сказывается – литераторы такой величины заезжают в наш град очень редко.

Сева

Уж не знаю, в связи с чем, но по зрительскому ажиотажу чувствовалось, что Всеволода Емелина в Самаре ждали куда больше. Может, сказывается то, что Родионов уже наведывался со стихами к нам два года назад, а Сева больше чем за полвека существования на планете (подчеркиваю – на нашей планете) порадовал Самару своим присутствием первый раз. Всеволод Емелин – работник, в первую очередь, сетевого цеха отечественной поэзии. Главные темы стихотворений – медийные мемы политической и бытовой направленности. Пожалуй, ни одно его стихотворение не было посвящено чему-то всецелому, общему, глобальному. То смерть принцессы Дианы взбудоражит его поэтический мозг:

Я слова подбирать не стану.Чтоб до смерти вам кровью сраться.Я за гибель принцессы ДианыПроклинаю вас, папарацци.

Бывший муж хоть бы прослезился,Хоть бы каплю сронил из глаза.У меня, когда отчим спился,Стал похож он на принца Чарльза.

То побег сержанта Глухова:

Вот сидит он в Макдоналдсе, как Властелин Колец,Пошла ему реальная пруха.Вокруг него организуется Клуб одиноких сердецСержанта Глухова.

Но ему в то же время ставят в винуНа пространстве информационномТот факт, что он родную странуПроменял на банальный хот-дог с поп корном.

То юбилей Пушкина:

Под звонкие народные частушкиСреди церквей, трактиров и палатВеликий Александр Сергеевич ПушкинВ Москве родился 200 лет назад.

Когда была война с НаполеономНе удержали дома паренька.По простыням сбежал через балкон онИ сыном стал гусарского полка.

Родионов

Все увлекающиеся поэзией засунули творения Родионова в один ящик к творениям Емелина. Утверждают, что оба они сочинители «нового эпоса». Хотя я так не считаю. Естественно, и тому и другому присуща едкая персонажность, но Родионов редко посвящает свои стихи событиям. Его работы – скорее рифмованные сказки, которые скрывают в корне величественную суть. Если Емелин пишет медийные стихи, то Родионов склонен к так называемому «лытдыбру» – личным бытовым заметкам. За каждым его героем спрятан метафорический монстр с тонкой душевной конституцией. Вот послушайте только:

Там девочка шла, а в сумке рыжий котшевелился, тревожно мяукаядевочка спешила в аэропорткоторый в тот день работал, он назывался Внуково

где тени взлетевших боингов и айрбасовуже пронеслись мимо кратеров лунныхдо страшных льдов Плутона, до Марсакрасных пустошей, до колец Сатурна

она влюблена, отвечает растениям,что звенят над ней стекляшками словно люстрынет, вы всего лишь затмения тении вовсе не настоящие чувства.

Или вот, стихотворение, посвященное переезду Андрея в Пермь:

В нимбе заводов, колоний, бараковзаброшенных железобетонных фермв толпе московских богемных варяговя переехал в Пермь

приехал и вижу – лежат во дворикахпо две пустые бутылки красивострого по парам, пиво и водкапиво и водка, водка и пиво.

Вы еще по-прежнему считаете, что в России настоящие поэты мертвы, а нынешние стихотворные творения унылы и банальны? Значит, вы просто плохой читатель, увы…

Автор: Павлик КаревФото: Павлик Карев

Комментарии

аватар пользователя: шокирующая мохнатка
шокирующая мохнатка28 февраля 2011 в 05:47

Глядя на фото с Родионовым:
Корчит его, бедолагу, всё время/время такое видимо просто/поэта нелёгкое видно бремя/проступившее сквозь лица коросту.

0
  • Ответить
аватар пользователя: ЛогоТИП
ЛогоТИП28 февраля 2011 в 06:44

Пройдусь по ушам Вашим я антисептиком/
Держите. Бесплатный кидаю совет/
Не верьте уродам, мудилам и скептикам/
Поэты не вымерли. Я же - поэт!

0
  • Ответить
аватар пользователя: gopnik
gopnik28 февраля 2011 в 07:12

ну если это поэзия, то я белый лебедь

0
  • Ответить
Rambler's Top100